For fast price quote contact Mikhail Smirnov Barynya Entertainment

Как исполнять тремоло на балалайке

За более чем столетнюю историю развития балалайки накоплен немалый опыт в области методики и педагогики, но среди специалистов – балалаечников по многим вопросам нет единого мнения. На наш взгляд это объясняется тем, что отсутствует соответствующая теоретическая и методическая литература, такая как у скрипачей, пианистов и других исполнителей. Переиздаваемые из года в год пособия по обучению игре на балалайке представляют собой элементарные самоучители, в которых многие положения, касающиеся технологии исполнения, были отвергнуты современной исполнительской практикой. Тем не менее, было бы несправедливым не отметить отдельные работы, появившиеся в разные годы становления и развития исполнительской, методической и педагогической мысли балалаечников.

Traditional Russian costumes for children and adults for sale

Traditional Russian costumes for children and adults for sale
Traditional Russian costumes for children and adults for sale

Первые опыты написания различных школ и самоучителей связаны с так называемым «Андреевским» периодом становления инструмента и исполнительства на нем. Популярность В.В. Андреева, выступавшего с пятиладовой балалайкой, была настолько велика, что в конце XIX века назрела необходимость издания пособия для желающих научиться играть на этом инструменте. Поэтому в 1887 году В.В. Андреев совместно с П.К. Селиверстовым издает «Школу игры на пятиладовой балалайке».

В начале девяностых годов выходят школы-самоучители И. Деккер-Шенка, Б.Бабкина и Ф. Пасербского, а также школа В.Андреева для хроматической балалайки. Уместно вспомнить школы-самоучители Н. Куликова, Ф. Фойтик, А.Шевелева и др., изданные в период с 1890 по 1898 годы.

Все более возрастающая популярность балалайки вызвала появление целого потока самоучителей и школ, рекламируемых на всевозможные лады: «самый доступный», «новейший», «по которому действительно можно научиться» и т.п. Причем печатались они уже не только в Петербурге, но и в Одессе, в Орле и других городах. Наиболее удачным из них на наш взгляд следует считать «Полный практический курс игры на балалайке» по нотно-цифровой системе А.Доброхотова, изданный в Москве в 1909 году.

Russian New Year's characters Father Frost and Snow Maiden
Ded Moroz and Snegurochka (Russian: Дед Мороз и Снегурочка)

Father Frost and Snow Maiden are the most important characters of the New Year's celebration in Russia. Father Frost (Ded Moroz, Russian: Дед Мороз) plays a role similar to that of Santa Claus. The literal translation of the name would be "Grandfather Frost". However, English-speakers traditionally translate "DED MOROZ" as the alliterative "FATHER FROST". Ded Moroz is always accompanied by his granddaughter Snegurochka - Snow Maiden (Russian: Снегурочка).

New York based ensemble Barynya created a special Russian New Year's program with traditional Russian winter songs, dances and music: "In the forest a fir-tree was born" (V Lesu Rodilas' Yolochka), "Small Fir Tree is Freezing during the Winter" (Malen'koi Yolochke Kholdno Zimoy), "The snowstorm is blowing along the street" (Metelitsa), "Father Frost" (Moroz-Moroz), "Five minutes" (Pyat' Minut).

Ded Moroz and Snegurochka are available for hire in New York, New Jersey, Connecticut and Pennsylvania (within 100 miles driving distance from New York City). For a fast price quote contact Mikhail Smirnov

Ensemble Barynya Father Frosts and Snegurochkas
Father Frost and Snow Maiden - Ded Moroz and Snegurochka in New York City - photos

В период с 1912 по 1917 годы вышла из печати всего лишь одна школа для балалайки (в четырех частях) Д.Минаева (1913). Революция 1917 года создала все необходимое для развития искусства в целом и для развития народно-инструментальной музыки в частности. К началу 20-х годов получает громадное распространение кружковая самодеятельность, объединившая исполнителей на народных инструментах. Именно в самодеятельности происходила основная работа по музыкальному воспитанию широких масс. В эти годы издается множество самоучителей: В.Никифорова (1925, переизд. 1926, 1927), И. Бурновского (1927), К.Исакова (1927), Г. Боброва (1927). Издание этой литературы преследовало скорее коммерческие цели, нежели музыкально-просветительские, а говорить о каких-либо методических или педагогических задачах и установках в них вообще не приходится.

В 30-х годах XX столетия появляются самоучители и школы, которые, пожалуй, первыми кажутся нам достойными внимания. Это – самоучители Н. Лукавихина (1933), А. Илюхина в двух частях (1939). В них впервые были сделаны попытки обобщения опыта ведущих исполнителей на балалайке, а школа А. Илюхина 1939 года впервые выстроена по диалектике усвоения материала. Эта школа, а особенно ее позднейшее с доработкой переиздание (1947), а также другие работы А. Илюхина: Самоучитель игры на балалайке (1955, 1972), Курс обучения игры на балалайке студентов-заочников музыкальных училищ М., 1962, – стали первыми инструктивно-методическими изданиями по балалаечной педагогике, теории и методике. Материал в них тщательно подобран и систематизирован по принципу усложнения.

Анализ всей этой литературы получается весьма скудный: во всех работах, в частности, Н. Успенского, Н. Лукавихина и А. Илюхина, тремоло – это «быстрое повторение равномерных и одинаковых по силе чередующихся ударов по струнам, создающее у слушателя впечатление непрерывно льющегося «певучего» звука. Движения кисти при игре тремоло, хотя и заметно меньшие по размаху, в основном сходны с движениями кисти во время игры бряцанием». Вся методическая литература, освещавшая освоение тремоло, вплоть до 1970-го года говорила о том, что «тремоло – это быстрое бряцание».

В последнее тридцатилетие XX-го столетия появляется ряд работ, в которых исполнению тремоло на балалайке уделяется значительно большее внимание. Прежде всего, следует остановиться на работе А.Б. Шалова «Основы игры на балалайке», (Л., Музыка, 1970). Тремоло по А. Шалову – это прием игры, при котором звук извлекается частым чередованием ударов по струнам указательным пальцем. При игре тремоло техническая задача заключается в воспроизведении звука, который воспринимается на слух как непрерывно льющийся. Этому способствуют равномерные по силе удары по струнам сверху и снизу. А.Б. Шалов, так же как и предыдущие авторы, говорит о том, что принцип звукоизвлечения и положение правой руки при игре тремоло аналогичен бряцанию, но у него впервые мы читаем о том, что движения предплечья и кисти меняются. «Предплечье из прямолинейного движения переходит во вращательное, а кисть учащает колебательное движение и ограничивает амплитуду». Впервые в методической литературе, ставшей доступной широкому читателю и, особенно, педагогам-балалаечникам, говорится о физиологии движения мышц. А.Б. Шаловым приводятся схематические рисунки, показывающие направление движений при звукоизвлечении различными приемами, в том числе и приемами «бряцание» и «тремоло». Впервые говорится о том, что от движений правой руки зависят «тончайшие нюансы, штрихи, темп и характер исполняемого произведения». «Поэтому с первых же шагов обучения следует тщательно вникать в смысл работы над овладением принципами звукоизвлечения и с наименьшей затратой энергии стремиться достигать высокого качества исполнения».

В эти же годы в Киеве появляется работа Е.Г. Блинова «Художественные и технические возможности балалайки». К нашему сожалению, эта работа, основная задача которой была раскрыть возможности балалайки для советских композиторов, так и осталась неизданной и, соответственно, недоступной исполнителям и педагогам. В 1981 году в Красноярске вышла в свет работа «К вопросу об исполнительских штрихах и приемах на балалайке», получившая достаточно широкое распространение в Сибирском и Дальневосточном регионах России. Автор – профессор Красноярской академии музыки и театра В.А. Аверин. В своей работе автор впервые говорит, что тремоло – один из труднейших приемов игры, в ней впервые делается попытка обобщения исполнительской и педагогической практики исполнения и освоения приема. В то же время, В.А. Аверин констатирует тот факт, что нет готовых рецептов и способов освоения тремоло, «…каждый балалаечник (если судить по музыкальной и учебной практике) играет по-своему. Опытный педагог не навязывает на первых уроках освоения «тремоло» своих целей и задач. Он просто просит почаще ударять по струнам сверху и снизу, не обращая при этом внимания на постановку правой руки. Затем педагог просит еще больше ускорить движение руки и, как показывает практика, у ученика, не зажатого различными догмами и установками, «просыпается» естественная природная технология исполнения приема "тремоло". Остается эту технологию закрепить и улучшить положение пальцев в кисти. Если такого "просыпания" не произошло, наступает долгий и терпеливый труд по освоению приема». Далее автор анализирует на его взгляд наиболее часто повторяющиеся два вида исполнения тремоло:
1.- когда локоть и предплечье фиксируются на одном месте, а кисть, как маятник часов, двигается вверх-вниз, не уходя от своей «оси» (точка оси находится в месте соединения локтевого сустава и запястья); 2. – движение кисти связано с движением локтя, т.е. указательный палец идет вниз, а запястье движется вверх, указательный палец поднимается вверх, а запястье опускается вниз. Таким образом, ось находится примерно посередине пясти». В.А. Аверин делает вывод о том, что наиболее рациональный способ овладение тремоло – учащение движения. Также указывается, что «Не может быть места спорам что лучше – густое или редкое тремоло (нельзя якобы часто играть, т.к. тем самым заглушаются обертоны струны, снижаются ее тембральные краски). Только при густом и ровном тремоло можно достичь наилучшего исполнения основных балалаечных штрихов: легато, деташе, маркато, сфорцандо».

Как мы видим, впервые речь идет о способах исполнения приема, впервые сделана попытка рассмотреть способы исполнения тремоло разными исполнителями, впервые выделены два варианта организации игрового аппарата для исполнения тремоло. Но способ освоения приема прежний – учащение движений.

В 1983 году в Ленинградском отделении издательства «Музыка» в свет выходит работа Г. Андрюшенкова «Начальное обучение игре на балалайке». Однако эта работа не привнесла ничего нового в освещении звукоизвлечения приемом тремоло. Были переписаны слегка переработанные постулаты А.Б. Шалова.

Более-менее полно и грамотно вопрос исполнения тремоло был освещен в работе П.И. Нечепоренко и В.Мельникова «Школа игры на балалайке», изданной в Москве издательством «Музыка». В ней авторами дается такое определение: «тремоло – прием извлечения звука, осуществляемый быстрыми чередующимися ударами указательным пальцем правой руки по струнам попеременно вниз и вверх при вращательном движении предплечья и колебательном движении кисти. Тремоло отличается от бряцания отсутствием строго определенного количества ударов при извлечении каждого звука или аккорда. Исходное положение правой руки при тремоло такое же, как и при бряцании, но характер движения руки у этих приемов разный. Если при бряцании используется главным образом сгибательное и разгибательное движения предплечья, то при тремоло основным является его (предплечья) вращательное движение. Вследствие вращения предплечья полусогнутая кисть приобретает колебательное движение. По сравнению с бряцанием частота ударов увеличивается, а амплитуда движения кисти уменьшается». Авторами впервые указывается на то, что вращательное движение, необходимое для звукоизвлечения приемом тремоло, в обыденной жизни почти не встречается, и мышцы, несущие основную нагрузку при тремоло, к подобному виду движения не подготовлены. Далее дается методически выстроенный путь освоения приема и указывается на то, что занятия по освоению тремоло дадут желаемые результаты только в том случае, если они будут регулярными и продолжительными.

Как мы видим, только к восьмидесятым годам XX столетия в балалаечной теории и методике появились работы, авторы которых попытались более или менее полно раскрыть специфику звукоизвлечения приемом тремоло. Много вопросов возникает в процессе работы с учениками над приемом, но исполнительство на русских народных инструментах продолжает развиваться, и становится все более острой проблема отсутствия теоретических и методических трудов, освещающих вопросы балалаечной методики и педагогики.
Материалы перепечатаны с письменного разрешения
ЮРИЯ ВИКТОРОВИЧА МОРОЗКО с его странички в "живом журнале":
http://morozko-yuriy.livejournal.com

The Balalaika Tutorial online

Famous Russian balalaika virtuoso Alex Siniavski have released an online version of his best selling The Balalaika Tutorial DVD. You can get it at his website www.iBalalaika.com. Below you can see two samples - short intro into the course, and lesson 6 - tremolo.

Balalaika Lessons Tutorial DVD Intro

Watch this video on YouTube

Balalaika Lesson 6 - Tremolo

Watch this video on YouTube

The full list of Balalaika Lessons

1. Introduction 2. Tuning 3. Strumming 4. Thumb Pizzicato 5. Pizzicato Vibrato 6. Double Pizzicato 7. Single Pizzicato 8. Tremolo 9. The Rolls 10. Left Hand Position 11. Learning a Song 12. Scales 13. Basic Chords 14. The Folk Balalaika

Free sample from The Balalaika Tutorial online

Peddlers "Коробейники"

Watch this video on YouTube

Premium Membership area


Balalaika lesson 2 - Tuning
Balalaika lesson 3 - Strumming
Balalaika lesson 6 - Double Pizzicato
Balalaika lesson 8 - Tremolo

Black cats dressed in Russian folk costumes with balalaikas

Russian folk costume designer Svetlana Gavrilova has made a set of black cats dressed in Russian costumes with balalaikas. To view all photos you may need to join Balalaika Group on Google Network.

Svetlana Gavrilova: Balalaika cats dressed in Russian folk costumes
to view all cats with balalaikas dressed in Russian folk costumes

Balalaika players, ensembles and virtuosos

Balalaika virtuoso Alex Siniavski from Pennsylvania
  Alex Siniavski balalaika and Gypsy guitar virtuoso from Philadelphia, Pennsylvania.

New York Balalaika Orchestra
  New York Balalaika Orchestra performs at Russian Orthodox weddings, fundraising balls, large scale social events, Doctor Zhivago's style corporate parties.

Russian Balalaika Duo
  Russian Balalaika Duo: Alex Siniavski and Mikhail Smirnov with program of Russian, Ukrainian, Gypsy, Cossack, Klezmer, and international music and songs performed on balalaika, garmoshka and guitars. New York, New Jersey, Pennsylvania.

Chicago Cossacks
  Chicago Cossacks - Russian music and song ensemble from Illinois.

Brooklyn Balalaikas
  Brooklyn Balalaikas - Russian Folk Music Trio from Brooklyn, New York. Artistic Director Leonid Bruk.

Russian Band
  New York Russian folk music band specialty is Russian folk music and songs. All band members are top professional musicians. Choice of Gypsy, Ukrainian, Russian (2 different sets) and Cossack costumes. Extended repertoire. Formal concert, background music or music for dancing party. Our main instruments are balalaika, domra, drums, garmoshka (Russian button accordion), Gypsy guitar, classic guitar, contrabass balalaika, cello and vocals.

Brooklyn Klezmer Music Band
  Old Red Wine - Klezmer, Yiddish, Russian dixieland band from Brooklyn, New York. Artistic Director Shlomo Leiderman.

Balalaika Russian Dance and Music Trio
  Balalaika Russian Dance and Music Trio - Russian Cossack dance, balalaika and garmoshka music from Philadelphia, Pennsylvania

Russian Balalaika and Garmoshka Duo
  Russian Balalaika and Garmoshka Duo - Sasha Resitor-balalaika, Mikhail Smirnov - guitar, garmoshka.

Balalaika virtuoso Sasha Ressetar
  Sasha (Alexander) Ressetar - Balalaika virtuoso from Harrisburg, PA.

Balalaika prime Simon Lemberskiy
  Balalaika prime Simon Lemberskiy from Brooklyn, New York.

Balalaika virtuoso Lev Zabeginsky
  Balalaika virtuoso Lev Zabeginsky from New York City.

Balalaika contrabass Leonid Bruk
  Balalaika Contrabass player Leonid Bruk from Brooklyn, New York.

New York Balalaika Duo
  New York Balalaika Duo - balalaika player Lev Zabeginsky and Mikhail Smirnov (vocals, garmoshka, guitar).

Kalinka Duo: Sergey Vashchenko-balalaika, Vladimir Kaliazine-bayan, Austin, TX
  Kalinka Duo - Sergey Vashchenko-balalaika, Vladimir Kaliazine-bayan from Austin, TX.

Sergey Vashchenko
  Balalaika virtuoso Sergey Vashchenko from Austin, TX.

Balalaika stooges
 
Balalaika Stooges.

Brighton Beach Menestrels
  Brighton Beach Menestrels.

The Balalaika Russe. Photo by Martin Koenig
  The Balalaika Russe - Russian balalaika band photos and story.

Tum Balalaika
  Tum Balalaika - Russian, Jewish, Ukranian, Gypsy band from Chicago, Illinois.

San Fransisco Balalaikas
  San Fransisco Balalaikas - Russian music ensemble from California. video

more Russian music ensembles, trio, and duets

Used domra for sale in Philadelphia, PA, Pennsylvania, USA.$400

Used domra for sale. Philadelphia, PA, Pennsylvania, USA, $400
view all photos in high resolution

For fast price quote contact Mikhail Smirnov at Barynya Entertainment

 
Elina Karokhina & Barynya
Elina Karokhina & Barynya. Balalaika music album
Balalaika music album

Advertise on Barynya website

Balalaika alto for sale
Balalaika alto for sale

Russian Christmas Music Balalaika Album
Russian Christmas Music Balalaika Album

Balalaika Russian music album
Balalaika virtuoso Alex Siniavski and Mikhail Smirnov (guitar)

free russian Balalaika ringtones
Russian balalaika polyphonic ringtones free download

Bibs Ekkel balalaika album
Bibs Ekkel: Russian Gypsy Music Balalaika album

RUSSIAN FOOD
Russian food catering services
CATERING SERVICES

Balalaika virtuoso Lev Zabeginsky
Lev Zabeginsky plays Music Of The World on Russian Balalaika

MAZAL TOV
New York Jewish dancers
New York Jewish dancers

Free Russian sheet music
Free Russian sheet music

COSTUME CHARACTERS
Costumed characters for party entertainment in New York, New Jersey and Connecticut
Gypsy fortune teller, Russian Bear Violinist virtuoso, Nanaisky Wrestling Kids, Dancing Worm available in New York, New Jersey, Connecticut, nationwide

WWW.RUSSIANDJ.MOBI
Russian DJ for hire in New York, New Jersey, Connecticut, Washington D.C., Pennsylvania, California, Nevada, Vermont, Massachusetts
Russian DJs and MCs for hire in New York, New Jersey, Connecticut, Washington D.C., Pennsylvania, California, Nevada, Vermont, Massachusetts

WWW.5GRAND.US
5grand.us
Russian European American Music Wedding and Party Band NY NJ CT

WWW.COSSACK.US
Ukrainian Cossack dancers New York USA
Ukrainian Cossack dancers from New York

WWW.BARYNYA.COM
Barynya
Barynya
is the best Russian dance and music ensemble outside of Russia (New York, USA). Russian, Gypsy, Cossack, Ukrasinian dances, songs and music with live accompaniment of balalaika, domra, garmoshka, Gypsy guitar, bayan and contrabass balalaika

WWW.GYPSYSWING.US
Tsygane Russian Gypsy Roma
Tsygane - Gypsy Roma dance and music show

Grand Piano Steger & Sons for sale
Grand Piano Steger & Sons for sale in Washington Heights, New York City, NY
Washington Heights New York, NY

search website | website map | add url | contact